Карл Густав Юнг и Аналитическая психология

Карл Густав Юнг родился 26 июля 1875 в семье пастора швейцарской реформаторской церкви в городке Кесвиле, кантона Тургау в Швейцарии и стал основоположником одного из направлений глубинной психологии, аналитической психологии. Всю свою долгую жизнь он прожил в Швейцарии и умер 6 июня 1961 года в возрасте 86 лет в Кюснахте.

Закончив медицинский факультет университета в Базеле, с 1900 по 1906 год работал в психиатрической клинике в Цюрихе в качестве ассистента известного психиатра Э. Блейлера. В 1909—1913 годах сотрудничал с Зигмундом Фрейдом, играл ведущую роль в психоаналитическом движении: был первым президентом Международного психоаналитического общества, редактором психоаналитического журнала, читал лекции по введению в психоанализ.

В 1911 году Юнг вышел из Международной психоаналитической ассоциации и отказался от техники психоанализа в своей практике. Он разработал собственную теорию и терапию, названную им «аналитической психологией». Своими идеями он оказал значительное влияние не только на психиатрию и психологию, но и на антропологию, этнологию, культурологию, сравнительную историю религии, педагогику, литературу.

В теории, предложенной Юнгом, существует некая наследуемая часть психики, которая формировалась в течение сотен тысяч лет, и через которую мы воспринимаем окружающую среду и свой жизненный опыт. Эта особенность восприятия тесно связана с понятием архетипов, которые оказывают влияние на наши ощущения, мысли, чувства и нашу интуицию. Архетипы — врождённая часть психики, влияющая на способы восприятия и понимания человека. Архетипы проявляют себя в виде символов: в образах героев, мифах, фольклоре, обрядах, традициях и т.д. Архетипов много, так как психика не однородна и содержит в себе обобщённый опыт многих поколений.

Центральным Архетипом Юнг считал Самость, как центр личности, как Эго в центре сознания. Понятие Самости вбирает в себя ценности вечные, не имеющие отношения к таким преходящим земным благам, как, например, долгая, безбедная, обеспеченная и здоровая жизнь.

Так же Юнг ввел понятие психологических типов. Он говорил об интроверсии и экстраверсии, как о направленности психики на внешний мир и внутренний соответственно.

В учении о психологических типах Юнг выделял четыре основные функции психики. Две рациональные, так как они контролировались сознанием, это мышлении и чувства. И две иррациональные, ощущение и интуиция. Юнг говорил о том, что все четыре функции присутствуют в человеке, но одна из них ведущая и через нее человек воспринимает окружающий его мир. И одна будет подчиненной, недостаточно освоенной. Проявления этой функции могут порой восприниматься личностью как манифестация архетипа Тени, как атака или нападение.

Юнг разработал модель, которую можно считать обобщенной моделью аналитического процесса. Четыре стадии аналитического процесса (исповедь, разъяснение, воспитание и трансформация) не всегда следуют по порядку строго одна за другой, однако они характеризуют различные стороны аналитической работы.

Задачей аналитической психологии Юнг считал разъяснение, проработку и интеграцию бессознательных образов, возникающих у пациентов. Он подчеркивал, что анализ — это искусство, а не техническая и научная процедура, которая имеет свои строгие правила и этапы.  Он отмечал важность настройки аналитика на каждого пациента как на отдельную личность в целом.

Основной идеей аналитической терапии является достижение целостности и осознанности через стабильные, константные и здоровые отношения аналитика и анализанда.  Работа ведется не только на сознательном уровне человека, но и с его бессознательными, личными и коллективными процессами. Юнг утверждал, что в аналитическом процессе принимает участие бессознательное двух человек, а также проекции, интроекции и защитные механизмы каждого участника — как аналитика, так и пациента. Под двухсторонним взаимодействием понимается открытая система, а не закрытая, состоящая только из с диагноза, прогноза и протокола лечения. Процесс анализа напрямую касается обоих – и анализанта, и аналитика – приводя к трансформации каждого участника.

Юнг уделял внимание различению «реальных отношений» между аналитиком и пациентом и фантазийных, выраженных в виде переноса и контрпереноса. Важной частью аналитических отношений служит выявление и осознание этих проективных образов и чувств.

Аналитическая психология рассматривает психику как взаимодействие трех структур – сознание, или Эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное

Эго — это то, что мы знаем о себе, что способны воспринимать. Эго принадлежит понятная, доступная памяти и практическому использованию реальность человека.

Сознательное и бессознательное всегда находятся в непрерывном взаимодействии и нарушение этого взаимодействия может проявиться в качестве невроза. Согласно этому, работа в аналитической терапии направленна на «уравновешивание и стабилизацию» сознательного и бессознательного, построению осознанного и продуктивного диалога между ними, преодолению неосознаваемых конфликтов.

Через анализ личного бессознательного возможно соприкоснуться с личными комплексами, установками, психологическими защитами, стереотипными реакциями, травматичными переживаниями прошлого и настоящего, которые могут срабатывать спонтанно, без участия сознания. В аналитических отношениях появляется возможность бережно пройти сквозь всё это, сформировав новый опыт проживания. Через осознание и интеграцию внутренних содержаний нашего личного бессознательного происходит реконструкция личности.

Работа в аналитической терапии затрагивает и более глубокий слой человеческой психики. Юнг назвал его коллективным бессознательным.  Оно представляется как хранилище латентной памяти общечеловеческой истории. Мы можем не участвовать в определенных событиях, но коллективное бессознательное хранит эмоционально-чувственные воспоминания о них. Как говорил сам Юнг, «в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума» (Campbell, 1971).

Адольф Гуггенбюль-Крейг пишет об аналитической психологии следующее: «Решающая роль в учении К. Г. Юнга принадлежит понятию самости. В известном смысле самость состоит в оппозиции к эго, которое отвечает за «земное» предназначение человека, его социальное и семейное положение, физическое и психическое здоровье и т. п. Самость же можно назвать божественной искрой, скрытой в человеческом существе …Различие между эго и самостью, действительно имеет чрезвычайно важное значение, и ни один анализ не будет успешным, если аналитик и пациент не ощутят это различие».

Автор текста: Антонова Екатерина Андреевна.