Школы Аналитической психологии и этапы развития

Аналитическая психология, как отдельное направление, берет свое начало в 1913 году. За этот период оно активно развивалось и заняло отдельную нишу в психологическом мире.

В 1916 году был основан Психологический клуб Цюриха — в целях продвижения и развития аналитическая психология.

С 1933 года начинается активное участие К.Г. Юнга в работе клуба «Эранос». Клубные встречи позволили успешно развить направление – через обмен информацией и новыми идеями. На заседаниях клуба происходило плодотворное общение с широким кругом мыслителей.

В 1948 году был основан Институт Юнга. Институт занимается обучением и проведением исследований в области аналитической психологии и психотерапия.
В 1955 году создается Международная ассоциация аналитической психологии (IAAP). Главными целями IAAP является распространение идей и практик аналитической психологии во всем мире. Она работает в качестве международной курирующей организации для всех профессиональных аналитических сообществ, отвечает за сертификацию и стандарты подготовки аналитиков.

В 2002 году основана Международная ассоциация юнгианских исследований (IAJS). Это научное общество, его деятельность концентрируется на профессиональном или научном интересе к юнгианской и постъюнгианской теории.

В 2003 году основан Фонд Филимона. Он занимается подготовкой к публикациям раннее не изданных книг, семинаров, рукописей и переписки К.Г. Юнга.

На данный период существует 3 школы аналитической психологии:

  1. Классическая школа, которая стремится в целом работать теми же способами, которые в значительной мере соответствуют методам работы самого Юнга. Она базируется на выстраивании диалога между сознанием и бессознательным как необходимым фактором для индивидуации. Понимание общего метода анализа включает в себя уважительное отношение ко всем процессам внутреннего мира. Психологическая работа направлена на достижение целостности, которая достигается главным образом в процессе осознания конфликтующих частей, составляющих психику. Этот процесс называется индивидуацией.
  2. Школа развития возникла в 50-е годы XX века, интегрировав классический подход Юнга и одно из направлений в психоанализе – теорию объектных отношений. В ней значительное внимание уделяется раннему детскому опыту и отношениям аналитика и пациента. Основателем этого направления является М. Фордхам, который плодотворно сотрудничал с британской школой психоанализа.
  3. Архетипическая школа, основанная в 70-е годы Д. Хиллманом, ставит акцент на работе с архетипическими образами.

В России обучение и подготовка специалистов, по стандартам IAAP, началась в 1991 году. На данный момент в России существует 2 ассоциации (ААПР и РОАП), которые имеют право готовить юнгианских аналитиков по стандартам IAAP. Членами ассоциации могут быть только психологи, успешно завершившие тренинговую программу и сдавшие финальный экзамен. Количество членов IAAP в России растет с каждым годом.

В 2021 году Министерством юстиции Российской Федерации была официально зарегистрирована Ассоциация Аналитических Психологов. Ассоциация нацелена на объединение специалистов помогающих профессий, которые придерживаются в своей работе идей и методов Аналитической психологии. Членами Ассоциация Аналитических Психологов могут стать обучающиеся на базовых курсах по Аналитической психологии, выпускники базовых курсов, участники тренинговых программ IAAP, а также юнгианские аналитики ААПР и РОАП. На наш взгляд, объединение специалистов разного уровня подготовки способствует развитию профессионального поля и формирует четкое представление о пути становления аналитического психолога. Мы нацелены объединить специалистов из разных регионов Российской Федерации и стран бывшего Советского пространства.

Автор текста: Семашко Светлана Анатольевна.